В Ботаническом саду Дворца пионеров зацвела «лилия мертвой лошади»

В Ботаническом саду Дворца пионеров зацвел геликодицерос мухоловный (Helicodiceros muscivorus), также известный как лилия мёртвой лошади (англ. «dead horse arum lily»).

В природе это необычное растение встречается на Корсике, Сардинии и Балеарских островах, оно относится к семейству ароидные (Araceae) и является единственным видов в роде Helicodiceros.

Мелкие невзрачные цветки собраны в соцветие початок, окруженный кроющим листом – покрывалом. Сам початок зелёного цвета, покрыт толстыми, редкими, чёрными, волнистыми волосками и похож на облезлый хвост. Кроющий лист крупный, неравномерно окрашенный от грязно-розового до грязно-бордового, с короткими тёмными волосками, неряшливо покрывающими всю поверхность листа и придающими сходство с кожей животного. Видимо, с этим и связано название — лилия мертвой лошади. Ко всему прочему растение ещё и пахнет тухлым мясом. Но то, что для нас кажется отвратительным, чрезвычайно привлекательно для мух, личинки которых питаются падалью.

Привлеченные запахом мухи обследуют соцветие и заползают в основание «хвоста», попадая в цветочную камеру, скрытую от глаз свёрнутым в трубку основанием кроющего листа. Мухи ищут, куда бы отложить яйца, чтобы личинки могли прокормиться. Но вместо этого мухи находят только пестичные цветки геликодицероса и оказываются заперты внутри соцветия, так как выход из трубки перекрыт щетинками. Эти щетинки увянут на следующий день, но тогда же созреют тычиночные цветки геликодицероса, продуцирующие пыльцу. Выбираясь наружу, мухи запачкаются пыльцой и отправятся на поиски настоящего трупа, которым вполне может прикинуться еще один хелиодицерос. Забравшись в его соцветие, мухи доставят на себе пыльцу от предыдущего растения и снова окажутся заперты, чтобы собрать пыльцу на следующий день. Таким образом, обманывая мух, растение обеспечивает себе опыление, а, значит, и продолжение рода.

Хелиодицерос долго готовится к цветению, а цветёт по сути один день. На второй день кроющий лист скукоживается, жухнет, соцветие перестаёт пахнуть и увядает. Чтобы избежать самоопыления пестичные и тычиночные цветки распускаются в разные дни. Тычиночные цветки распускаются уже в увядающем соцветии, которому уже не нужно привлекать опылителей.

Еще для соцветий геликодицероса характерен термогенез, то есть выделение тепла. Причем температура внутри соцветия может более чем на 10℃ превышать температуру окружающей среды. Повышение температуры обеспечивает более эффективное привлечение опылителей.

В нашем Саду лилия мёртвой лошади растёт уже много лет. Несмотря на свой тропический облик, она оказалась довольно устойчивой к нашим условиям, хотя на зиму её приходится накрывать. До этого лета растение цвело единственный раз, это было 7 лет назад, в 2017 году.

По этой ссылке в Википедии можно посмотреть забавный ролик с участием геликодицероса. Не зря его видовой эпитет «muscivorus» переводится как «пожирающий мух».